В Черном зале Тульского областного художественного музея представлена коллекция литографических иллюстраций Сальвадора Дали к «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ранее она принадлежала Марине Влади, потом была продана с аукциона. Нынешний владелец - искусствовед Артём Суслов. Всего на один день он приехал в Тулу, чтоб провести несколько экскурсий по экспозиции.

Нам удалось выхватить Артёма из толпы почитателей творчества Дали и немного поговорить.

- Здравствуйте, Артём. Давайте знакомиться. Расскажите немного о себе: родился, учился… Откуда интерес к музейной деятельности?

- Родился я 5 сентября 1989 года в городе Рыбинске. Там есть отличный художественный музей с шикарной коллекцией. И первую дозу музейной радиации я получил именно там. Поясню. Музеи должны заражать, как радиация. Преступление - хранить картины и не увлекать ими людей. Мне повезло жить в городах, где всё заражено. А последние 20 лет я провел в Петербурге.

- У Вас широкий круг интересов: проза, поэзия, музыка, история, драматургия. Вы один из лидеров арт-движения «Поп-революция». В чем его смысл?

- Большую часть времени мы проводим в творческих мероприятиях. Вместе с Сокуровым создали литературный клуб, ставший основоположником очень многого.

- Имеете ввиду «Болт»?

- Да. И мы им гордимся. Сейчас в каждом городе есть 20-30 поэтов, которые собирают бар, берут по 200 рублей за вход, и читают свои стихи - в основном под музыку. Зачастую попсовые, плохие, графоманские. Но они делают это. «Болт» начал популяризировать такой формат еще в 2005 году.  Сокуров - великий гений и совесть нации. Раньше были Окуджава, Сахаров, Ростропович, Лихачев. Но они умерли. И сейчас у нас советь нации одна – Александр Сокуров.

- Сегодняшние посетители выставки отмечают, что Вы совсем не похожи на умудренного опытом старичка-искусствоведа…

- Просто люди не искушены, и я этим пользуюсь. Рассказываю от себя и своим языком. Искушенный человек знает, что моя экскурсия сильно отстает даже от третьекурсника искусствоведческого факультета. Тем не менее я искусствовед. Но, как в поэтическом клубе, так и здесь, цель одна – просвещать.

- Тогда просветите: вы привезли литографии или ксилографии?

- Если честно, то я сам до конца не знаю. Думаю, что все же литографии. Ксилографии были бы хуже. Это точно литографии того времени, и они изготовлены с водяным знаком фирмы, сотрудничавшей с Дали. Но среди некоторых существует мнение, что Божественная комедия - это ксилографии. И в этот момент от полиции, прокуратуры и прочего нас спасают только водяные знаки - они доказательство подлинности.

- Что в этой коллекции вам наиболее близко: ...

- Беатриче.

- … Дали, Данте или страсть коллекционера?

- Просветительский интерес.

- Благородное вложение средств.

- Я не стремился покупать эту коллекцию. Взял бы ее аренду. Но так получилось, что ее проще было купить.

- Каков маршрут «гастролей» Дали?

- Мы уже побывали в Пскове. Из Тулы – в Сызрань, Санкт-Петербург. Далее повезем в Таллин, Ригу. А потом мы купим еще один экземпляр «Божественной комедии», уже никак не связанный с Влади и Высоцким. Разделим литографии с подписями по двум коллекциям, и они будут идти параллельно.

- В Тулу еще что-нибудь привезете?

- Сейчас усиленно работаем, чтоб привезти в Тулу Пикассо. И вот его мы, конечно, будем арендовать, а не покупать. Главное, что мы сейчас делаем – это ведем тяжелые переговоры по Пикассо.

- С кем? Секрет?

- Секрет. С русским коллекционером. Довольно богатым. Его состояние более 5 млрд. долларов. Вы же прекрасно понимаете все имена… С кем у нас можно вести переговоры на эту тему? Абрамович, Дерипаска, Рыболовлев. Фамилии, которые всем говорят: у меня есть эти работы. Но как их показать? Вы даже не представляете, какие нужно выполнить огромные условия по страховке и перевозке.

- Давайте вернемся к Дали. В иллюстрациях мы видим образы, которые сопровождали художника в течение всей его творческой жизни. А есть что-то характерное только для этого цикла?

- Ранее не было такой чистоты красок, такой неглубокомысленности и наивности, которая использована в Беатриче. Ее не было и после. Это самое чистое и светлое, что создал Сальвадор Дали.

- Известно, что всего Дали сделал 100 иллюстраций к «Божественной комедии». Есть ли мечта собрать все?

- Нет. Нас вполне устраивает эта аутентичная коллекция. У музеев, к сожалению, очень небольшие пространства для выставок. Лучшие залы обычно заняты чем-то местным, и нам сдаются небольшие помещения. Не то что сто… Удача, когда мы можем выставить хотя бы 60.

- В Тулу можете привозить и больше. У нас город гостеприимный.

- Действительно. Ведь гостеприимство - это не «здравствуйте, я вам печенье «Юбилейное» за 35 рублей купил, давайте чаю попьем». Гостеприимство – это значит, что для твоего приезда работали. Видно, что Марина Николаевна Кузина провела гигантскую работу не только для того, чтобы эта выставка состоялась (она состоялась всё же, благодаря мне), а чтобы на эту выставку пришли люди. В Туле такую работу провели, и это настоящее гостеприимство.

 

Беседовала Ольга Вострикова.