В городском саду играет духовой оркестр… С этой душевной ретро-композиции началась лекция заведующего естественно-историческим отделом Тульского областного краеведческого музея Сергея Ивановича Демидова в Центральной городской библиотеке им. Л. Н. Толстого. История благоустройства центра Тулы была рассмотрена на примере Кремлевского сада, где духовой оркестр действительно являлся важной составляющей образа.

Сейчас, когда мы говорим о Кремлевском сквере, обычно имеем ввиду часть центра Тулы, прилегающую к восточной части кремля. Но исторически таковой считается довольно большая территория, окружавшая древнюю крепость почти со всех сторон.

На генплане 1779 года никакого сада еще нет, однако первое упоминание об организации увеселений в этом месте найти уже можно. В 1778 году Екатерина Великая у стен Тульского кремля со стороны Упы наслаждалась фейерверком.

О том, как выглядел центр Тулы в середине XIX века, мы можем судить только по рисункам и описаниям. Классическим примером этого является «Описание видов города Тулы», составленное патриархом тульского краеведения Николаем Федоровичем Андреевым (1797-1864). Его текст можно считать первым путеводителем по нашему городу.

«Тульский кремлевский бульвар существует не более восемнадцати лет, исключая ветвистых тополей и плакучей акации, укрывающей гуляющих от жгучих лучей солнца, а вечером в этих разбросанных клумбах акаций, освещённых столовыми лампадами, пьют чай, курят папиросы, сигары и ужинают. Бульвар наш подобно юноше, обещает скоро быть красавцем, потому что с каждым летом он более и более разветвляется, хорошеет», - пишет Андреев.

В 1837 году к приезду, тогда еще цесаревича, Александра «на крайних оконечностях двух линий бульвара, омываемых Упою» был построен т.н. воксал. И вновь обращаемся к старинному «путеводителю».

«На этой, довольно обширной, галерее (так иные называют воксал) в летние праздничные дни даются спектакли проезжающими актерами, которые, впрочем, называют себя артистами; после спектакля открывается бал и публика, заплатив за вход одну из мелких серебряных монет, танцует под приятные звуки оркестра г. Сакольникова не редко за полночь. Охотникам до живописного советуем в лунную и волшебную ночь взглянуть с террасы вокзала на необозримый резервуар воды. Думаем, что охотники до живописного скажут нам за это русское спасибо. Но когда им наскучит глядеть на луну, отражающую круглый лик свой в светлых струях водохранилища, к услугам их есть две, три лодки, которые всегда стоят у причала, близ террасы».

Справедливости ради отметим, что такая благостность царила в Кремлевском саду не всегда, и умильный взгляд Андреева, возглавлявшего редакцию «Тульских губернских ведомостей», разделяли тоже не все. Например, в «Нравах Растеряевой улицы» Глеба Ивановича Успенского читаем:

«В середине сада, в кругу, обставленном разросшимися акациями, сидит несколько темных личностей, что-то оборванное, разбитое; одни дремлют, прислонившись спиной к дереву, другие лежат на лавке, подставив спину солнцу».

Однако городские власти неизменно прилагали усилия к возрождению Кремлевского сада, дабы «как можно больше видеть собрание публики» в нем. Летний театр и электротеатр, французские горки, кегельбан, оранжерея – чего только не было в его истории… Даже в постреволюционный период сад, получивший именование «Сад ТОЗ», оставался любим и посещаем горожанами. Здесь работал клуб «Красный оружейник», появилась парашютная вышка, а интеллектуалы вели шахматно-шашечные сражения.

По сей день историки находят в документах новые факты, которые проливают свет на бытовавшие в Туле общественно-городские традиции.

Современные проекты благоустройства исторического центра города вернули нам возможность вновь проводить свой досуг в Кремлевском саду. Причем, не просто гулять там, а гулять со смыслом, - завершил свой рассказ Сергей Иванович Демидов.