Проведенный в Ясной Поляне Beat Weekend является региональной версией московского Beat Film Festival, одного из самых масштабных фестивалей документального кино в России. В 2019 году ему исполнится десять лет. Миссия фестиваля – открывать широкой публике документальное кино как новый жанр времяпрепровождения.

В минувшие выходные гости яснополянского ДК увидели четыре документальных фильма о современной культуре и искусстве, а также приняли участие в дискуссиях с основателем и программным директором фестиваля Кириллом Сорокиным и журналистом Юрием Сапрыкиным.

В воскресенье беседа продолжила фильм «Социальные животные». Дебютная полнометражная работа режиссера Джонатана Грина совершенно неожиданно стала хэдлайнером показов фестивальных фильмов. Документальная картина зацепила зрителей тем, что отличается от традиционных ангажированных моралью историй о социальных сетях. В ней представлен беспристрастный разбор трех персонажей. Их истории разные, но вывод примерно одинаков: в сети «звезданет» только тот, кто имеет преимущества в реале.

Соцсети каждому дают право голоса – изначально благородная миссия, без сомнения, относится к положительным ценностям, облегчающим распространение информации. Но в настоящее время она радикально трансформировалась. На примере Фейсбука Юрий Сапрыкин рассказал, как идея «дающей равные возможности империи добра» стала утопичной. Конечно, российские проблемы социальных сетей отличаются от мировых, но и на Западе уже проявились их «темные» стороны. От рассказов об открытых платформах СМИ перешли к вещанию об опасной среде. В лучших традициях постмодернизма в моду вошли покаяния разработчиков, которые в ужасе от содеянного. И разгулявшееся воображение уже сравнивает функцию «лайк» с инъекцией дофамина или эндорфина.

Как цифровым сервисам удается нас контролировать? Где находится граница приватности? Кто порождает «токсичную среду» (затяжную, часто переходящую в оскорбления полемику) социальных сетей? У программистов эти вопросы вызывают улыбку, но для человека с гуманитарным складом ума они звучат чудовищно угрожающе.

Почти десять лет назад сооснователь LinkedIn Рейд Хоффман представил всеобъемлющую теорию социально-сетевого успеха. Он утверждал, что максимальную посещаемость дают семь смертных грехов человека – тщеславие, гнев, чревоугодие, уныние, гордыня и т.д. Именно поэтому социальные сети так легко и уверенно заняли место в нашей жизни. Праведников среди обычных людей не слишком много. Однако добродетели тоже никто не отменял. Каждый выбирает для себя сам: что ему милей – дающая монетизацию «религия роста» или чистота ленты; что больше пугает - цифровое досье или информационный вакуум; что интересней – физика или лирика?