190-летие Л.Н. Толстого Тульский академический театр драмы отметил постановкой спектакля «Грех» по мотивам его повести «Дьявол». Премьерный показ состоялся 6 сентября 2018 года.

Соавторами пьесы выступили екатеринбургский драматург Олег Богаев и уроженец Ростова-на-Дону Геннадий Тростянецкий (ныне живет и работает в Санкт-Петербурге). Режиссер тульской постановки – Г.Тростянецкий.

Это не первая попытка показать «Дьявола» со сцены. Летом на фестивале «Толстой Weekend» в Ясной Поляне свою версию представлял Театр Олега Табакова. Еще одну постановку повести осуществили в Краснодаре. Таким образом, ТАТД стал третьим театром, обратившимся к малоизвестному произведению.

«Дьявол» не был опубликован при жизни Толстого. Более того, долгие годы он прятал повесть от жены, ведь во многом она автобиографична и потому стыдна для автора. В произведении Лев Толстой описал свою связь с простой крестьянкой, случившуюся в годы его молодости. Перед женитьбой «блудная» связь была прервана. Но спустя несколько месяцев после свадьбы эта женщина вместе с другой крестьянкой была прислана в барский дом мыть полы, и Софье Андреевне ее показали…

Согласитесь, не самая приятная история. Но она является таковой исключительно при рассуждении с точки зрения современного человека. Ведь только ХХ век упразднил сословия и уравнял в правах мужчин и женщин. Толстой же, значительно опережая свое время, показывает обыденную тогда ситуацию, как духовную гибель героя, ведущую и к смерти физической. Его Иртеньев аристократичен и умен. При это он страстно желает процветания своей родине и активно работает в этом направлении. Что на столь глобальном поприще отношения «только для здоровья»?

Тульская постановка «Греха» с первых секунд захватывает зрителя и превращает его в соучастника событий. Однако этот эффект длится недолго, и практически всё первое действие становится бенефисом Дмитрия Чепушканова, который играет Евгения Иртеньева (в другом составе – Сергей Сергеев). В его исполнении главный герой выглядит по-студенчески напористым, лихорадочно-горячечным и открыто сексуальным. Несмотря на то, что в спектакле задействована практически вся труппа театра, первые полтора часа внимание публики концентрируется именно на Чепушканове. Во второй части ему на помощь приходит альтер-эго Иртеньева в исполнении Яна Воробьева.

В спектакле много привлекательных сцен и удачных режиссерских решений: университетская атмосфера, катание на лодке, запуск стекольного производства, прощание на вокзале. Они чередуются с менее выигрышными эпизодами, такими как свадьба или празднование Троицы. Но зато трехчасовая хроника дает возможность включить в себя множество деталей и максимально подробно передать ход мыслей драматургов. Здесь нет места экспериментальным формам и загадкам символизма. К радости любителей классического театра, всё действие преподносится «на блюдечке с голубой каемочкой». Повесть Толстого драматурги дополнили дневниковыми воспоминаниями Софьи Андреевны и собственной фантазией, ведущей к безальтернативной трактовке финала.

Однако сам Толстой в однозначности оценки сомневался и дважды с интервалом в десять лет переписывал финал «Дьявола». Что дает повод заметить: в искусстве лучше недосказать, чем сказать слишком много.

Ольга Вострикова.

Фото из архива ТАТД.