Необычный взгляд на лоскутное шитье представил сотрудник Тульского историко-архитектурного музея Денис Бычихин. В ходе авторской экскурсии по выставке «Русский пазл» он рассмотрел пэчворк через свою любимую призму постмодернизма.

Денис Бычихин закончил кафедру эстетики философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, где защитил кандидатскую диссертацию по теме «Статус вещи в произведениях американского поп-арта». По сей день современное искусство остается ключевым интересом Бычихина.

Каким же образом в него вписывается лоскутное шитье?

Пэчворк (от англ. patchwork - «изделие из лоскутов») - вид рукоделия, в котором по принципу мозаики изделие создается из кусочков ткани. В результате получается новая оригинальная работа. В начале XX века лоскутное шитьё, как вариация коллажа, привлекало внимание художников-авангардистов и футуристов, занимавшихся поиском новых средств выражения. Во второй половине XX века интерес к этому виду декоративно-прикладного искусства получил новое дыхание.

Возрождение внимания к пэчворку совпадает с таким явлением в искусстве, как постмодернизм. И если эпоха модерна была временем человеческой самоуверенности, то постмодерн становится реакцией ироничного разочарования на этот период. В таком ракурсе пэчворк превращается в знаковую систему, которая работает с неуникальностью, приравнивая процесс к результату.

Но, перечислив ряд постмодернистских признаков лоскутного шитья, Бычихин, оставаясь верным традиции современного искусства, как бы в насмешку над всем вышесказанным, предложил найти отличия, которые не дают пэчворку идеально вписаться в постмодернистский пазл.  

Ирония - тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. В отличие от сатиры и сарказма ирония считается «смехом сбоку», т.е. на равных.

В результате этой игры представленные на выставке работы были охарактеризованы, как «искреннее искусство надежды», умеющее соединять тиражное с эксклюзивным.

 

Всего один день остался у туляков для ознакомления с выставкой «Русский пазл». Она завершит работу 28 октября мастер-классом «Красиво шить не запретишь».

***

Рассматривая экспозицию, мы обратили внимание на ряд произведений, представленных таким образом, что тень от них является продолжением смысла. Например, панно морской тематики отбрасывало тень в форме волны, а «Четыре стихии» проектировались в книгу жизни.

Еще ряд эпизодов представлен в нашем нарративе на канале Яндекс.Дзен.