В Ясной Поляне прошел заключительный концерт Всероссийского музыкального фестиваля «Лев Толстой глазами музыкантов».

Весь прогрессивный русский мир внимает образам и слову Толстого, которые всегда вдохновляли и продолжают вдохновлять людей искусства. Музыкальный проект Фонда развития творческих инициатив стартовал в день рождения Льва Николаевича Толстого в его московском доме-музее и уже стал символом национального достояния России.

«Произведения Толстого пропитаны духом музыки, – комментирует идею фестиваля президент Фонда Александр Соловьёв, – с музыкой у него были особые отношения: он понимал великую силу воздействия этого вида искусства, общался со многими исполнителями, композиторами своего времени, бывал на концертах Императорского Русского Музыкального Общества. Его домочадцы устраивали музыкальные вечера».

Все три фестивальных концерта начинались с Вальса фа мажор, авторство которого принадлежит Л.Н. Толстому. Точное время создания этого произведения до сих пор не установлено, предположительно не позднее 1849 года. Гипотеза выглядит вполне правдоподобной, так как именно в этот период интерес будущего писателя к музыке был наиболее силён.

Приветствуя гостей и участников фестиваля, начальник отдела театрального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации Ярослав Викторович Седов отметил, что основная мысль проекта является продолжением магистральной традиции русского театра, которую чтит весь мир.

«Фестиваль «Лев Толстой глазами музыкантов» предлагает интересный, широкоформатный ракурс, дающий возможность по-новому взглянуть на творчество писателя, оценить его влияние на смежные виды искусств», – подчеркнула автор идеи фестиваля, музыкальный критик, доктор искусствоведения Евгения Кривицкая.

Программы концертов были подобраны так, что походили на диалог композиторов разных поколений и национальных школ. Ведь итальянский и английский переводы тоже внесли свой колорит в музыкальную речь героев романов и повестей писателя.

Особый статус фестивалю придали сразу две премьеры: мировая и российская. Впервые был исполнен цикл для хора и фортепиано по мотивам «Крейцеровой сонаты» «Метафоры».

Российской премьерой стало исполнение фрагментов из оперы «Воскресение» Тода Маковера. Накануне премьеры композитор написал на своей странице в социальной сети Facebook, что с волнением ожидает исполнения своего произведения в Ясной Поляне. «Работая над этой оперой и нащупывая точки связи с требовательным и довлеющим надо мной романом Толстого, я сам переродился как художник и как человек», - говорит автор.

Авторам и организатором фестивальной программы удалось создать уникальный ряд толстовских образов и характеров. Одно из наиболее пронзительных выступлений представил тенор Геликон-опера Дмитрий Хромов. На яснополянской сцене он исполнил трогательную Историю Карла Ивановича из оперы С.Баневича «Сцены из жизни Николеньки Иртеньева».

Жанр мюзикла был представлен фрагментом из музыкальной драмы «Анна Каренина» Владислава Успенского (монолог Анны в исполнении солистки Геликон-опера Ксении Вязниковой) и романсом Милого из спектакля Марка Розовского «История лошади» по повести «Холстомер», который спел лауреат Премии Москвы и обладатель Российской национальной музыкальной премии «Овация» Петр Татарицкий. Он же выступил в роли ведущего фестиваля, а также представил жанр мелодекламации, где текст притчи Толстого «Чем люди живы» слился с «Вокализом» С. Рахманинова.

Солист Большого театра России Александр Полковников с блеском исполнил баритоновую партию молодого Холстомера из одноименной оперы В.Кобекина. Его герой выплеснул в зал бурлящее море энергии молодости.

Хор в опере является могучим выразительным средством, позволяющим композитору использовать богатую палитру. На фестивальном концерте прозвучала одна из сложнейших партитур в истории хоровых миниатюр «Эпиграф графа Толстого к роману «Анна Каренина»». Кроме того, Тульский государственный хор представил фрагменты из двух опер «Казаки» - Ш. Чалаева и Л.Клиничева, а также финал оперы Сергея Прокофьева «Война и мир».

Все партии на фортепиано исполнил Михаил Кривицкий.

В качестве бонуса прозвучала композиция «Ясная Поляна» на музыку. И. Михайловского.