В рамках проекта #coolpolepress студенты кафедры журналистики ТулГУ посетили празднование 638-ой годовщины Куликовской битвы. Традиционный военно-исторический фестиваль реконструкторов в этом году собрал рекордное количество участников. Приехали более 60 клубов. Среди них – шесть тульских военно-исторических объединений. Как всегда команды расположились в лагере недалеко от деревни Татинки.

Татарин всех накормит!

А этот клуб явно не ищет легких путей, пока все остальные скромненько варят похлебку на костре, эти ребята готовят на огромном двухъярусном мангале. На первом ярусе установлен большой чан, а сверху висят котелки поменьше. Но при всей своей массивности конструкция выглядит очень изящно. Каркас сделан из тонких труб, украшенных художественной ковкой. Такого мангала даже в элитной шашлычной не найдешь.

— А где вы его купили, — спрашиваю я, в надежде приобрести себе такой же.

— Сами сделали, – с улыбкой отвечает мне мужчина, одетый в средневековый татарский костюм.

— Неужели вы все сделали сами?

— Нет, ну конечно не я один. Его сделали в нашем военно-историческом клубе «Стезя Прави».

Запах от варева какой-то необычный, не знакомый.

— Это медвежатина, – предвосхищает мой вопрос собеседник.

Видя мое недоумение, продолжает:

– Вчера мы кабанину ели, а на завтра лосятину оставили.

— Неужели вы это с собой все привезли? – не перестаю я удивляться.

— Да.

— Дома вы так же привыкли питаться?

— Нет, такую роскошь мы себе только в походах позволяем.

— Готовить пищу – это ваше хобби или профессия?

— Не хобби и не профессия. Они меня заставили! Сказали – ты по национальности татарин, вот и будешь нам эчпочмаки готовить (эчпочмак – традиционное блюдо в Татарстане, треугольник из теста, начиненный жирным мясом и луком – прим. автора).

Райское место для девушек

В центре лагеря реконструкторов – ярмарка. Здесь никто не привлекает внимание покупателей, не за чем. Глаза и так разбегаются. Чего здесь только нет: и расписные имбирные пряники, натуральные шкуры, поделки из дерева, подвески, серьги, кольца, броши, бусы, медальоны на любой вкус. Меня сразу привлекают необычные серьги:

– А вы не подскажете, из чего они сделаны? – Спрашиваю у торговца.

– Из железа, – отвечает мастерица.

— Неужели из обычного куска железа у вас получилась такая красота?

– Да, – с некоторым смущением отвечает мне мастерица, –дни и ночи я сейчас провожу в мастерской. Совсем недавно сделала партию украшений дьяковской культуры. Это археологическая культура раннего железного века, дотированная VII век до н.э. по V век н.э. Сначала я два месяца изучала литературу и за один месяц сделала 30 изделий.

– Пользуется ли спросом такие украшения?

– В основном среди участников фестиваля, но иногда их покупают и зрители.

Берегись! Девушка с копьем

Как говорится: ни одно мероприятие не обходится без драки. Вот и здесь устроили импровизированные потешные бои, к которым участники подходили

со всей серьезностью. Прежде всего, старались соблюсти технику безопасности: «сгладили все острые углы» и оружие было безопасным.

– Мужики, думайте башкой, по лицу и в шею не стреляем. Если вас убили, то не сидите с открытым «варежками», прячьтесь. – Дает последние наставления судья.

И тут началось: шесть мужиков с одной стороны и шесть с другой идут друг на друга. Сначала в бой вступили лучники, затем «полетели» копья и топоры. Все, что до этого говорил судья, забылось напрочь: азарт и стремление к победе победили разум.

– Справа заходи, справа! – Кричал кто-то из толпы.

– Да кто так стреляет! – Сопереживает еще один зритель.

– Ты приехал умирать, так сделай это как герой! – прокричал кто-то мужчине, который всячески отрицал, что в него попало копье.

Сквозь шум битвы прорывался бас одного из игроков команды: «Добей его! Копьем давай! Да что ты как немощный!».

Моему удивлению не было предела, когда я поняла, что одним из воинов была девушка.

Мы не участвовали в боях, но получили огромное удовольствие и на несколько часов оказались в Средневековье. Это ни с чем несравнимые впечатления и возможность прикоснуться к истории.

Татьяна НАУМОВА, 3-й курс кафедры журналистики ТулГУ

Софья КОНЕНКОВА, 4-й курс кафедры журналистики ТулГУ

Фото: Роман СОЛОПОВ