«Преступная одержимость искусством» - так звучит слоган нового документального фильма совместного производства Франции, Италии и Германии.

Оценка: 8/10

Возрастная категория: 16+

- В нашем прокате - еще один европейский документальный фильм, который подробно рассматривает печальную тему: похищения произведений искусства Гитлером и его приспешниками. Причем речь идет о банальной уголовщине: фюрер на пару с Герингом и Ко натурально воровали шедевры для своих личных коллекций, что наносит сокрушительный удар попыткам представлять Адольфа как бессеребника. Наворовали столько, что они всплывают до сих пор - последний показанный в фильме случай относится к 2010 году, - рассказывает наш киноэксперт Дмитрий Троицкий.  

- Мерзостей верхушка рейха натворила немало - владелец коллекции картин имел все шансы вне очереди отправиться в Освенцим, и для этого даже не надо было быть евреем.

Занятна история, как в 1937 году в Германии одновременно проводили выставку классического искусства и «дегенеративного», на которую попали работы Малевича, Кандинского, Шагала... Очень уж это напоминает выставку в Манеже, которую посетил Хрущев.

Не менее интересны и малоизвестные детали американских операций в Европе - скажем, я не знал, что экипажам бомбардировщиков ВВС США выдавали карты с отмеченными памятниками архитектуры всей Европы и строжайшим запретом их бомбить (эти карты в фильме показаны), а те самые Monuments Men, про которые недавно был фильм с Бреддом Питтом, действительно занимались спасением шедевров на территории рейха (очень интересны документальные съемки поисков и находок картин в шахтах и штольнях), причем все эти шедевры вернулись в европейские музеи, а не поехали за океан. Еще один удивительный персонаж фильма - бывший сосед Гитлера по дому, который жив до сих пор и отлично все помнит.

Увы, с этим антифашистским фильмом министерство культуры в который уже раз на пустом месте устроило скандал. Прокатное удостоверение было отозвано на основе того, что картина «пропагандирует нацизм». А все потому, что в кадре - хроника с Гитлером и свастикой. По логике минкульта, все фильмы о войне надо запретить, включая «Семнадцать мгновений весны»? К счастью, скандал вышел большой, а абсурдность запрета была столь очевидной, что прокатное удостоверение быстро вернули. Но показ фильма задержался на неделю, да и «осадочек остался», - подводит итог эксперт.