В рамках работы выставки «Лоции» Тульский историко-архитектурный музей провел встречу с философом, профессиональным исследователем современного искусства Денисом Бычихиным. Его лекция была посвящена ленд-арту – художественному движению, истоки которого можно найти на рубеже XIX-XX веков. Наиболее ярко это направление проявилось в конце 1960-х годов, когда поп-арт пришел к кризису.

Произведения ленд-арта обладают такими особенностями как негалерейность и уход от коммерциализации искусства и его «пластмассовой» эстетики. В них и проявляется, в первую очередь, художественный протест. Попытка цивилизации освоить новое пространство, совпавшая с завершением очередного витка спирали времени, привела художников обратно в природу.

Ленд-артисты – «титаны отчаяния», вынужденные расти в своих произведениях до гигантских размеров, ведь стандартные художественные площадки для демонстрации своих пейзажных проектов они не рассматривали.

Еще одним важным фактором, который ранее практически не учитывался, в ленд-арте становится вера зрителя в то, что перед ним произведение искусства. На этой вере и базируется игра, выводящая нас из роли пассивного наблюдателя произведения и превращающая в участников творческого процесса. Глубина проникновения в созданный ленд-артистом мир, вскрытие его слоев, во многом зависит от образованности и фантазии зрителя, а также от его способности мириться с неоднозначностью.

Авторскую лекцию Дениса Бычихина «Земля и воля» тоже можно назвать многослойным произведением искусства. Явная историческая отсылка в названии «Земля и воля» трансформировалась в определение ленд-арта: человеческое волеизлияние на земле, которая в свою очередь объединяет пространство и время.

После экскурса в миры Уолтера Де Марии и Энди Голдсуорти участники встречи обратились к проектам, представленным на выставке в ТИАМе. Следуя рекомендации их автора Евгения Стрелкова, собравшиеся пытались проникнуть в мысли и образы художника, вглядывались и думали. С помощью Бычихина непонятные на первый взгляд сфотографированные конструкции обретали новые смыслы, дополняющие пояснения художника ленд-артиста.

Особое внимание Денис Бычихин уделил таким работам как «След сада», «Третья идея» и «Большой плавник». Предлагая свое видение, лектор обратился к связи пространства и времени, поэзии Бродского, к вечным вопросам жизни и смерти, а также к попытке оспорить неизбежные процессы. Чем глубже собравшиеся погружались в проекты Евгения Стрелкова, тем больше у них возникало образов и ассоциаций, делающих представленные обществу истории личными.