Одной из наиболее больных провинциальных тем является отток профессионалов в столицу. На этом фоне уникально выглядит опыт известного московского фотохудожника Василия Боброва, который каждые выходные приезжает в Тульскую область. Причина того – не только красота природы Венёвского района. Василий приезжает работать на фестивале «Среднерусская возвышенность», где создает высокохудожественные фоторепортажи об отечественных и мировых звездах.

- Василий, Вы окончили Московский государственный университет имени Ломоносова - один из старейших и крупнейших центров отечественной науки и культуры. А на какой специальности учились?

- Картография и геоинформатика.

- Она же совсем не связана с фотографией. Как Вы пришли к фотохудожественному взгляду на окружающую действительность?

- Сама по себе география – наука комплексная. В ней огромное количество физики, химии, математики, и на всё это накладывается описательно-гуманитарный массив. Почвоведение – это химия, метеорология – физика, геодезия и картография – это, помимо изыскательный вещей, большая оформительская работа. Она начинается с оптических приборов, а далее – акварель, тушь, шрифты… Создание карты – это создание легенды, обращение к психологии восприятия. Знаковая система и цвета должны быть интуитивно понятны конечному потребителю. Все это серьезно прорабатывается, и создание карты становится большой творческой работой, которая в среднем длится год. Далее начинается полиграфический процесс, который тоже очень разнообразный и развивающийся, и его также следует знать и учитывать создателю карты.

Это дало хорошее кругозорное образование, которое я регулярно применяю в самых разных сферах. У меня, как у фотографа и дизайнера, постоянно востребованы комплексные знания, полученные в университете. Разработка знаковых систем, в числе прочего, является и маркетингом, и рекламой. Поэтому я себя свободно чувствую в любой творческой работе.

- Помните свой первый опыт в художественной фотографии?

- Да. В 7 лет я поехал в пионерский лагерь, а там была фотолаборатория. Мы все ходили в нее заниматься, что было чрезвычайно интересно. Нас растили всесторонне развитыми, поэтому я был и скрипачом, и спортсменом, и журналистом. Помните детскую телестудию «Орленок»? Я значился в ней тележурналистом. И у меня было совершенно настоящее удостоверение, по которому я бесплатно ходил в кино. Жалел только об одном – волшебная «корочка» не работала на вечерних сеансах для взрослых.

А еще у меня бы сосед, который работал в фотоателье. К слову, в советское время, для фотографа было мало перспектив, поэтому среди работающих в обычных бытовых фотоателье встречались замечательные люди, настоящие фотохудожники, у которых было много интересной техники и творческих решений.

В конечном итоге мои увлечения сложились в единое целое. И уже в армии я стал штатным фотографом подразделения и имел допуск второй категории. Мне выдали совершенно чудный зеркальный фотоаппарат «Зенит-Е». Это было круто. Более того, в моем распоряжении был настоящий видеомагнитофон. В нашей стране тогда мало кто знал это слово, а в «системе» он уже исользовался.

Но самое главное – фотография мне всегда нравилась и всегда была мне интересна тем, что это нестабильно, это творчество, развивающееся на серьезной научной основе.

- Известно, что Вы реализовывали проекты в музеях Москвы. Чему они были посвящены?

- Творческий вектор приводил меня к очень разным формам. Например, на базе Политехнического музея мы с друзьями делали экспозицию анимации, приуроченную к юбилею Гарри Бардина и 100-летию отечественной мультипликации. Там была представлена уникальная коллекция - около 300 кукол – звезд советских мультфильмов. Есть правило, что после съемки куклы уничтожаются. Поэтому выставленная коллекция - действительно большая редксть. Кроме того, мы собрали эскизы, макеты, подробные раскадровки; обратились к людям, которые озвучивали мультфильмы. Среди них много известных личностей. В результате получилась многогранная и глубокая экспозиция. Она занимала два просторных зала и работала около года - до начала реконструкции здания Политехнического музея. Некоторое время я там даже вел мастер-класс для детей по созданию мультфильма. Современные технологии позволяют доставить малышам и такую радость.

- Экспозицию Музея анимации планировалось вывести на международную арену...

- Да, были договоренности с французами – законодателями анимационной моды и чехами - гуру объемно-кукольной анимации. Чешская анимация - одна из самых интересных и самобытных, поэтому было бы очень интересно сделать живой совместный проект. Однако, коммерчески анимация и все, что с ней связано продвигается крайне тяжело.

- Давайте вернемся к Вашим фотопроектам. Какой из них Вы могли бы выделить?

- С удовольствием вспоминаю клубные выставочные проекты. Мало у кого получается доводить их до уровня искусства, т.к. обычно подобные вещи воспринимаются просто как элемент интерьера. Мне удавалось устраивать в московских клубах вернисажи и даже продавать фотокартины. Причем, это было не одноразовое, а регулярное явление.

Выставок было много и очень разных. Вообще-то, я к ним отношусь чрезвычайно просто. Но мне нравится то, что связано с текстовым сопровождением. Особенно здорово с фотографий сочетается хокку.

- Т.е. «Золотой город» с его китайской стилистикой в Вашей жизни не случаен?

- В жизни всегда одно вытекает из чего-то другого - более раннего. На пустоте ничего не происходит и ничего не держится.

- Кого из хэдлайнеров фестиваля «Среднерусская возвышенность» Вы назвали бы самым фотогеничным? Или у профессионального фотографа такого понятия нет?

- На самом деле оно существует, но…! Кого-то снимать легче, а кого-то сложней. Обычно человек перестает обращать внимание на камеру после нескольких минут разговора, и фотограф может работать. В полевых условиях, как здесь, требуется больше сноровки. Огромное количество отличных фотографий получилось с Татьяной Булановой. Она профессионально контролирует себя. Великолепная артистка. Как ни повернется – всё красиво. Бонни Тайлер тоже прекрасно себя подавала. Единственной трудностью стал ее черный костюм на черном фоне. С Каролиной Мюллер (C. C. Catch) было сложней. Она интроверт и «ожила» только после концерта.

- Поразительно, как человек с таким мировосприятием смог стать звездой мирового уровня.

- У больших талантов такое встречается.

- А Вам нравится здесь работать?

- Я человек увлекающийся - не могу и не буду работать без увлеченности. Два дня в «Золотом городе» так насыщены, что по ощущениям они превращаются в неделю. Здесь постоянно что-то происходит, постоянно меняется ситуация. Эта невероятная концентрация событий и называется качеством жизни. Здесь я ориентируюсь только на себя, на свою самодостаточность и сознательный интерес. Наверно, все это и складывается в слово «нравится».

Таланту сложно ограничить себя строгими рамками работы, поэтому на своей странице в социальной сети Василий Бобров делится поэтическими жизненными наблюдениями. Многие из них нашли вдохновение в атмосфере «Золотого города».

Фонтаны, зелень, жизни пастораль,

отдохновенна летняя пора,

и август - лёгким привкусом печаль,

что уходяще всё, не навсегда...

Лето уходит, но фестиваль «Среднерусская возвышенность» будет радовать нас еще весь сентябрь, и в этом году он побьет все рекорды по продолжительности. А в качестве бонуса многие его гости обретают замечательные фотопортреты от столичного фотохудожника Василия Боброва.

Беседовала Ольга Вострикова.