Жительница Тулы - краевед, филолог, доцент Щеглова Нина Алексеевна продолжает борьбу за сохранение родовой усадьбы Алексея Степановича Хомякова «Богучарово», в архитектурный ансамбль которой входят уникальные памятники XVIII – XIX веков.

Масоны и русофобы, кто они?

В программной статье «О старом и новом» (1839) Алексей Степанович Хомяков (1804 - 1860) впервые изложил основы учения славянофилов. В парадоксальной по композиции форме Хомяков поставил вопрос о том, что такое Россия, в чем ее сущность, призвание и место в мире. 1839 год считается годом возникновения славянофильства – национально-ориентированной идеологии, православно-патриотического направления общественной мысли в России.

Рупором новой идеологии явился журнал «Москвитянин», основанный в 1841 году профессорами МГУ М. Погодиным и С. Шевыревым при всемерной поддержке С. С. Уварова, министра народного просвещения, основоположника идеологической «триады».

В том же 1841 году Погодина посетил граф Александр Петрович Толстой, в те времена одесский губернатор, генерал-лейтенант. «Журнал ваш запретят, - сказал он веско, - потому что в нем ясен русский дух и много православия. Есть такая неведомая, тайно действующая сила, которая мешает всякому добру в России. Верно, она имеет неачало в чужих краях, трепещущих России и действующих через золото».

А.С. Хомяков верил в особое предназначение России и ее великое будущее, которое связывал с применение христианских начал в общественной и государственной жизни. Он отстаивал «органический» взгляд на развитие общества, в основе которого лежит идея его саморазвития. Ускорение «органического развития» России возможно за счет использования западной науки и просвещения, однако применять их нужно осознанно, совершенно свободно и критически. «Не надевайте на свою умственную свободу ошейника с надписью «Европа»», -  предупреждал Хомяков братьев сербов.

Хомяков был властителем дум российского общества 1830 – 1850-х годов, однако с официальным признанием ему никогда не везло. Его идеи замалчивались, программы подвергались жестокой цензуре, а конкретные дела запрещались.

И до сих пор, как ни печально, отношение к наследию Хомякова может выразиться в трех когда-то всем известных словах: «Я слышу молчание». Славянофильство не прекратило своего существования со смертью Хомякова и его друзей – братьев Киреевских, К.С. Аксакова и др. Идеи «ранних славянофилов» подхватили, расширили, развили последующие поколения русских православных философов, богословов, деятелей культуры, в том числе старший сын Хомякова Дмитрий Алексеевич.

В.В. Розанов в неопубликованных заметках о славянофильстве дает «Схему развития славянофильства»: «Официальное славянофильство» (М. Погодин, С Шевырев, А.Н. Попов, И.Д. Беляев), «Чистое славянофильство» (А. Хомяков, И. Киреевский, К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин, Ф. Тютчев)), «Славянофильство образов» (С. Аксаков, Л. Толстой, Д. Григорович, И. Тургенев и др.), «Эпизодическое славянофильство» (Ф. Достоевский, Н. Лесков, В. Короленко, Златовратский, Г. Успенский, В. Гаршин, С. Рачинский), «Ученое славянофильсво» (Ф. Буславе, Н. Тихомиров, Н.А. и И. Барсуковы и др.) (ЦГАЛИ, ф. 419, оп.1, №176, л.13).

Славянофильство второй половины XIX века магистральное направление культурно-исторического развития России, сосредоточив внимание на осмыслении национальной специфики русской культуры. Эта специфика получила в разное время различное наименование: «Русская мысль» (А. Хомяков), «Русское просвещение» (И. Киреевский), «Русское воззрение» (К. Аксаков), «Русский ум» (А. Григорьев), «Русский народный дух» (В. Соловьев), «Русская идея» (Ф. Достоевский) и др.

Идеалы и ценности славянофильства вошли в важнейшие сферы национальной жизни: в историческое сознание эпохи, в научную деятельность лингвистов, фольклористов, литературоведов, в художественное творчество поэтов и писателей (от Жуковского, Пушкина, гоголя до Достоевского и Л. Толстого, роман которого «Война и мир» представляет собой славянофильскую декларацию чистой воды, и многих других), художников (А. Иванов, В. Суриков, В. И А. Васнецовы, Н. Ге, М. Несторов, В. Поленов, Н. Билибин и др.), композиторов (М. Глинка, А. Даргомыжский, М. Мусоргский, А. Бородин, А. Глазунов, П. Чайковский, С. Танеев, С. Рахманинов и др.), архитекторов («новорусский» стиль конца XIX века, ориентирующийся на образцы зодчества XVII века), в русскую философию, как идеалистическую, так и материалистическую, социальную, с двумя проблемами: исторические пути России, сельская община и т.п.

При гостеприимстве и просвещенном патриотизме владельцев усадьбы Богучарово, отца и сына Хомяковых, село Богучарово середины XIX века постепенно превратилось в центр духовной, интеллектуальной и художественной элиты России. Достаточно рассмотреть фотографию в доме Хомяковых в Богучарово, на которой помимо хозяина Дмитрия Алексеевича изображены:

Симанский С.В. – архимандрит, будущий патриарх Всея Руси Алексий I;

Троицкий Н.И. – архивист, член губернских архивных комиссий, основатель Тульской палаты древностей, заложивший основы тульского археологического и исторического краеведения и охраны памятников;

Малицкий П.И. – церковный историк, составитель труда «Приходы и церкви Тульской епархии: извлечение из церковно-приходских летописей»(1895);

Аверин Т.М. – поверенный в делах- Дмитрия Алексеевича Хомякова, зав. Каменно-угольными копями Хомякова при селе Обидимо, зав. Отделом геологии и палеонтологии при Тульском историко-археологическом товариществе. Жил в селе Обидимо в господском (хомяковском) доме, в Туле на Ново-Павшинской улице, 1 (ныне улица Коминтерна, 5) в двухэтажном кирпичном доме Д.А. Хомякова.

Не это ли элита России?

После смерти Алексея Степановича наследником и владельцем усадьбы «Богучарово» стал старший сын Дмитрий Алексеевич Хомяков, действительный статский советник, последователь своего отца в его национальных взглядах. Он участвовал в земском движении, занимался сельским хозяйством, благотворительностью, коллекционикрованием, был опекуном и воспитателем своих многочисленных сестер и брата Николая. Основал и содержал образцовые народные училища в своих имениях при деревне Волоть (1870 г.), при селе Обидимо (1873 г.). Принимал деятельное участие в подготовке 3-го и 4-го издания Полного собрания сочинений А.С. Хомякова. Написал и издал три брошюры «Самодержавие» (1899), «Православие» (1907), «Народность» (1908), вслед за отцов раскрывающие и защищающие начала, заложенные в основу русского государственного стоя, его идеологии. Первое издание за границей вышло в Монреале в 1982 году. Затем сочинение было напечатано в Минске в 2010 году.

В 1894 году в память о своем отце в честь 90-летия со дня его рождения возвел стоящую вне храма колокольню – подобие Кампанилы при соборе Сан Марко в Венеции – как воплощение мечты славянофилов о соединении всего христианского мира под единым знаменем Истины, т.е. православной церкви.

В 1913 году в деревне Севрюкове на дороге в Москву Дмитрий Алексеевич ставит во весь рост памятник императору-освободителю Александру II. В «голубой» гостиной барского дома по линии карниза в память об отце разметил 23 портрета литераторов и ученых, составляющих кружок славянофилов.

После октябрьского переворота 1917 года православно-русское направление общественной жизни в России было задушено. Богучаровская усадьба была ликвидирована. Старшие дети Алексея Степановича – Дмитрий и Мария – погибли в 1919 году. В жилом доме богучаровского имения расположилась колония малолетних правонарушителей, затем кинозал, почта, контора совхоза и жилые помещения, затем в пейзажном парке построена обкомовская база отдыха, а позже в лихие годы на берегу среднего пруда возведена гостиница для деловых людей на общей площади 14,9 га.

Несмотря на все безобразия, орган охраны памятников на объекты усадьбы в 1975-76 составил 7 паспортов, утверждённых Министерством культуры. Церковь и колокольня, построенные Хомяковыми, взяты на госохрану в 1969 году, остальные объекты – решением Тулоблисполкома в 1978 году, а в соответствии с Указом Президента РФ в 1994 году историко-культурный комплекс с. Богучарово отнесен к памятникам федерального значения.

Для спасения хомяковской усадьбы при тульском отделении Российского фонда культуры было создано Хомяковское общество, объединившее людей разных поколений и профессий, проведено 7 республиканских Хомяковских чтений, разработана и согласована Министерством культуры РФ схема зон охраны памятников истории и культуры в селе Обидимо и п. Октябрьский (с.Богучарово) Ленинского района от 23.12.1996г. №771 – общая площадь усадьбы Богучарово определена 278,5 га; подготовлены материалы по канонизации А.С. Хомякова, «отца церкви» (Ю.Ф. Самарин), «гениальнейшего богослова православного Востока» (Н.А. Бердяев), погибшего «за други своя».

Хомяковское общество перестало существовать в связи с прекращением деятельности Тульского фонда культуры в 2008 году, после чего вся работа по защите усадьбы была начисто свернута: перестали проводиться конференции ученых и школьников, поездки на могилу в г. Москву, имя Хомякова было отменено в Богучаровской школе, на кафедре философии ТГПУ, в Обидимской библиотеке. «Достал нас этот Хомяков» - мнение начальства: бывшего губернатора Дудки, бывшего главы Ленинского района Иванцова, Федосовых – директора школы и директора Хомяковского карьероуправления и других.

В результате Ленинский район был зачищен от памяти о великом сыне России, и сделано это с целью завладения землей хомяковской усадьбы. Всё поглотила бездна жадности и бессовестности.

В настоящее время местная власть, несмотря на строгие запреты, обусловленные федеральным статусом памятника, продолжает усиленными темпами ликвидировать усадьбу:

  1. Церковь и колокольня отошли епархии;
  2. Родовой дом XVIII века (памятник федерального значения) реорганизован в муниципальной учреждение под названием «Историко-художественный музей А.С. Хомякова» и присоединен к муниципальному учреждению «Тульский историко-архитектурный музей» как филиал (Постановление № 2483 от 29.10.2014 г.);
  3. Усадебная земля пейзажного парка распродается, для чего старый проект зон охраны №771 от 23.12.1996 г. заменен новым №306 от 02.07.2015г., подписанным Ю.М. Андиановым, разработанным не местными специалистами, а посторонним ООО «Восстановление». Зона застройки увеличена в 18 раз (70% территории усадьбы), а высота строений с 6 метров до 12м, 16,5м, 18м.

Истинным владельцем богучаровской земли является не государство (Тульское правительство со своими порочными постановлениями №№ 2483, 234, 306, 498), а Рафик Папян. По сообщению областной прокуратры, заказчиком нового проекта охраны усадьбы (Постановление №306) является не областное правительство, не министерство культуры, а ООО «Инд-Гарник» Папяна.

В своем интервью, опубликованном в Тульской газете «Слобода» от 23 января 2015 года №3, как настоящий хозяин места, Папян сообщает: «Для меня почетно, что губернатор (Груздев – Н.Щ.) арендует у нас жилье в Богучарово. Он платит за аренду. Я там дом для себя буду строить – потому что замечательное место. Богучарово надо развивать. Там есть столетние дубы, правда, много деревьев погибло. Буду новые сажать. На дом Юнака (первый секретарь обкома в Богучарово имел служебную дачу – прим. Папяна) табличку повешу – это же наша история, пусть будет. Это еще и место энергетически сильное – рядом усадьба Хомякова, пока заброшенная. В Богучарово буду строить большой гостиничный семейный комплекс – новая гостиница и бревенчатые домики-дачи… Это будет такое место, куда на выходные можно будет приехать всей семьей, пожарить шашлыки, погулять, провести красиво свадьбу или юбилей на природе. Банкетный зал рассчитан на 200 человек.» В настоящее время на выходные приезжает в другое место к владельцу Рождественского карьера М.Е. Иванцову другая группа таких известных личностей как Ю.М. Андрианов и Е.В. Авилов. Итак: Дудка, Иванцов, Папян, Андрианов, Авилов – пазл сложился. Усадьбе Хомякова вынесен смертный приговор.

Составленный чужими специалистами никуда не годный проект зон охраны (см. газету «Тульская правда» №14 (971) от 12.04.2017) удивительно легко прошел экспертизу в Минкультуры РФ. Вдогонку двум постановлениям тульскому правительству пришлось выпустить третье постановление №448 от 13.11.2016г. «О внесении изменения в Постановление №306 от 02.03.2015г» (только недавно утвержденное), принятое, по сообщению прокуратуры, «с целью исправления технической ошибки, обусловленной устаревшей системой координат в проекте зон охраны». Как же такой проект прошел экспертизу и был утвержден Минкультуры РФ?

Время от времени между областной властью и олигархией велись переговоры – сделки о продаже незаконно построенного частного комплекса «Богучарово», занимающего 8,2 га заповедной земли и содержащего 26 строений на самой высокой части усадьбы («Тульские известия», №190 от 21.11.2011г.; «Молодой коммунар» от 05.06.2012г.).

Налицо коррупция местной власти и олигархии. Коррупционно-мафиозной составляющей объясняется и неучастие Минкультуры Тульской области в охране усадьбы: работники министерства оказались «не в теме» (как и работники Минкультуры РФ) и посоветовали обратиться за разъяснениями в только что созданную (20.05.2015 №234) «Инспекцию по государственной хоране объектов культурного наследия» во главе с Д.И. Горецким, который, ссылаясь на всякие министерские инструкции, отделывается отписками и пассивной ролью на пути защиты памятника.

В связи с криминальной обстановкой, сложившейся в Богучарово, необходимо создать комиссию по проверке всех правообладателей земельных участков в усадьбе с кадастровыми номерами, указанными в Постановлении №306 во избежание наличия подставных лиц. Также отменить Постановления тульской администрации «Об утверждении границ территорий и зон охраны объекта культурного наследия федерльного значения Усадьба А.С. Хомякова «Богучарово» XII – XIX вв..» от 02.07.2015 №306 и «О реорганизации муниципального казенного учреждения культуры «Историко-художественный музей А.С. Хомякова» от 29.10.2014г. №3423.

Пора остановить национальный позор!

Для чего:

  1. Прекратить распродажу усадебной земли под коттеджи;
  2. Передать музею-усадьбе А.С. Хомякова или уничтожить все незаконно возведенные на территории памятника постройки;
  3. Дать поручение министру культуры В.Медынскому на предмет создания настоящего музея-усадьбы А.С. Хомякова:
    • установить и утвердить научное название памятника «Музей-усадьба А.С. Хомякова «Богучарово»»;
    • определить штат сотрудников и инфраструктуру памятника (музея);
    • поставить указатель на московской трассе «Музей-усадьба А.С. Хомякова «Богучарово» - 1 км»;
    • присвоить Богучаровской школе имя славянофила А.С. Хомякова;
    • восстановить старую топонимику: «село Богучарово» - «поселок Богучарово» вместо «Октябрьский поселок» и более позднее название «Рождественский поселок».

Автор - филолог, краевед, доцент Щеглова Нина Алексеевна

01.07.2018г.