Третий год усадьба Василия Дмитриевича Поленова становится площадкой для проведения международных фестивалей.

«Мы принимали Францию, потом – Израиль, и в этом году в Поленово представлены образы Италии, - рассказывает директор Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В. Д. Поленова Наталья Поленова. – Эта средиземноморская страна всегда была Меккой для людей искусства. В рамках фестиваля в музее проходят лекции, творческие встречи и концерты, работают тематические выставки. Но говорить об Италии без упоминания поэта, эссеиста, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского просто невозможно. Это имя невероятно дорого каждому интеллигентному и образованному человеку в нашей стране».

Музыкально-поэтический вечер «Набережная неисцелимых» стал одним из ключевых событий фестиваля. Путешествие по стихам и прозе Иосифа Бродского представили Басиния Шульман и Вениамин Смехов.

Басиния Шульман - яркая представительница русской фортепианной школы. Родилась в Москве, музыкальное образование получила в Московской государственной Консерватории им. Чайковского, затем проходила аспирантскую стажировку в Брюссельской консерватории. Лауреат международных конкурсов.

«Подбор музыки в жанре литературно-музыкальная композиция очень субъективная вещь. Я занимаюсь этим давно, и у меня сложились некие свои наработки и знания», - говорит Басиния Шульман о своей работе в «Набережной неисцелимых».

Вениамин Смехов - советский и российский актёр театра и кино, режиссёр телеспектаклей и документального кино, сценарист, литератор, лауреат нескольких художественных премий. От звания Народного артиста РФ, которое было ему предложено к 70-летнему юбилею, отказался.

Но предоставим слово самому Иосифу Бродскому.

«Что для меня Италия? Прежде всего, то, откуда все пошло… В Италии произошло все, а потом полезло через Альпы. На все, что к северу от Альп, можно смотреть, как на некий Ренессанс. То, что было в самой Италии, разумеется, тоже Ренессанс – вариации на греческую тему, но это уже цивилизация. А там, на севере – вариации на итальянскую тему, и не всегда удачные».

 «…первым делом поеду в Венецию, сниму комнату на первом этаже какого-нибудь палаццо, чтобы волны от проходящих лодок плескали в окно, напишу пару элегий, туша сигареты о сырой каменный пол, буду кашлять и пить, а на исходе денег вместо билета на поезд куплю маленький браунинг и не сходя с места вышибу себе мозги, не сумев умереть в Венеции от естественных причин.»

Чем же был болен человек 17 раз возвращавшийся в Венецию? Что он искал и находил в темноте зимней венецианской воды? Какой диагноз поставить написавшему эти строки?

Для Бродского Венеция - это, прежде всего, произведение искусства, где «созданное руками человека может быть намного прекраснее самого человека».

Вениамин Борисович Смехов давно заслужил славу удивительного чтеца и рассказчика. Знаток и ценитель русской поэзии, Смехов не просто читал стихи, он проживал поэзию и прозу Бродского изнутри. Его индивидуальная манера действовала завораживающе и гипнотически. Образ Италии Бродского Вениамин Смехов создал через произведения: «Лагуна», «К Роберто Калассо», «Венециансие трофы», «Сан-Пьетро», «Декабрь во Флоренции», «Римские элегии», «На Виа Джулиа», «Сюзанне Мартин», «Письма римскому другу», «Гладиаторы» и, конечно, «Набережная неисцелимых».

В диалог с литературой вступила музыка. В программе прозвучали мелодии композиторов эпохи барокко Фрескобальди и Скарлатти. Их поддержали великие произведения Баха, Мендельсона, Листа, Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича. Все они - поклон Италии, волшебной стране культуры и искусства.